Иранская компания SAIPA в 2018 году представила новый седан Roham, с началом серийного производства переименованный в Shahin.
Данную модель в SAIPA называют первым автомобилем, который самостоятельно разработан в Иране, однако и не скрывают, что его платформа представляет собой основательно модернизированный вариант тележки Toyota B, известной еще по Vitz / Yaris XP90.
Напомним, что все предыдущие популярные автомобили компании практически полностью использовали технологии 30-летней давности — от Citroën и KIA.
Новый седан SAIPA Shahin относится к европейскому C-сегменту.
Его колесная база вытянута до приличных 2650 мм.
Под капотом находится 1,5-литровый турбомотор мощностью 110 л.с.
Внешне SAIPA Shahin выглядит довольно обычно — передняя часть в меру агрессивная, с раскосыми фарами, массивным бампером с тремя четко обозначенными вырезами.
При взгляде сбоку заметны небольшие «штрихи» подштамповок и слегка обозначенные выпуклости колесных арок, отвечающие за динамичный облик.
Сзади видны крупные двойные фонари, заходящие на крышку багажника.
Интерьер SAIPA Shahin вполне соответствует внешности — построен с использованием простых форм, имеет аккуратный декор, перед водителем находится информативная «приборка» с дисплеем бортового компьютера, рулевое колесо оснащено кнопками управления аудио, в центральной консоли установлен 7-дюймовый дисплей информационно-развлекательной системы, небольшой дисплей есть и в блоке управления климат-контролем.
SAIPA Shahin оборудован четырехцилиндровым бензиновым двигателем рабочим объемом 1,5 литра с чугунным блоком цилиндров и распределенным впрыском топлива вкупе с турбонаддувом.
Его производительность относительно невелика: максимальная мощность составляет 110 лошадиных сил (при 5000 об/мин), а крутящий момент достигает пикового значения в 178 Нм (при 2500 об/мин).
Двигатель работает в паре с пятиступенчатой механической коробкой передач, подающей мощность на колеса передней оси.
В качестве опции доступен шестиступенчатый «автомат» гидромеханического типа.
Максимальная скорость седана — 190 км/ч (с МКПП), спринт 0-100 км/ч он совершает за 13 секунд.
Расход топлива в смешанном цикле — 7,2 литра на 100 км/ч.
При этом топливный бак имеет не такой уж большой объем — 47 литров.
По конструкции шасси SAIPA Shahin не предложит ничего необычного.
Спереди у него независимая подвеска на стойках типа МакФерсон.
Сзади — полузависимая (скручиваемая торсионная балка).
Автомобиль оборудован реечным рулевым управлением с гидроусилителем, тормозная система включает вентилируемые диски на передней оси и барабанные механизмы на задней.
Если говорить о габаритах, то полная длина седана составляет 4446 мм, ширина — 1771 мм, высота — 1490 мм.
Заявленный дорожный просвет — 160 мм.
Колесная база — оптимальные для класса 2650 мм.
Салон пятиместный: задний диван способен с приемлемым комфортом взять трех пассажиров.
Снаряженная масса SAIPA Shahin составляет 1278 кг.
Объем багажника — 420 литров.
При необходимости спинку заднего сиденья можно сложить, чтобы перевезти длинные вещи, — за ней скрывается небольшой проем, ограниченный требованиями к жесткости кузова.
Под полом багажника есть место для запасного колеса и инструмента.
Из систем безопасности седан SAIPA Shahin предложит только самые необходимые решения: в стандартной комплектации седан получает две фронтальные подушки напротив водителя и пассажира, антиблокировочную систему тормозов ABS и систему распределения тормозного усилия EBD, трехточечные ремни и крепления детских кресел, контроль давления в шинах, задние датчики парковки.
В августе 2022 года автомобиль показали на Московском автосалоне.
В 2023-м Saipa заявляет о выходе на российский рынок с планами продавать три модели — в их числе субкомпактные Quik / Saina, а также и Shahin.
Плюсами данной модели являются вполне вместительные салон и багажник, хорошо обустроенный интерьер, симпатичный дизайн.
Минусы: неизвестная репутация бренда, невысокие динамические качества, низкий уровень безопасности.